On-line заявкаВопрос - ОтветКонтакты     Каталог недвижимости
Поиск

 

 

 Вопрос реализации прав граждан на оружие в России всегда был в центре внимания государства и общества, потому что этот вопрос носит социальный характер, правоотношения в этой сфере подлежат особому комплексу регулирования. На протяжении последних лет в России на базе конституционных положений интенсивно формировалась и была создана достаточно стройная система законодательства об оружии. Она объединяет нормативные правовые акты различной юридической силы, включающие в себя наряду с конституционными положениями нормы федеральных законов, других нормативных актах федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, государственной власти и управления, нормативные акты, издаваемые министром обороны и его заместителями, другими министерствами и ведомствами, определяющие общие и специальные обязанности и права граждан в обороте оружия. Основным правовым актом, регламентирующим оборот и право на оружия в Российской Федерации, является Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».  Этим законом введено новое для российского законодательства понятие «оборот оружия», включающее производство, продажу, передачу, приобретение, учет, хранение, ношение, транспортировку, использование, изъятие и уничтожение, экспорт и импорт оружия, а также ввоз единичных экземпляров оружия на территорию Российской Федерации и их вывоз из Российской Федерации. В законе об оружии сформулированы соответствующие правила поведения во всех указанных сферах, уточнена структура общественных отношений, включая отношения в сфере торговли оружием, его коллекционирования, экспонирования и перевозки, за исключением экспорта и импорта оружия. Понятия, включенные в «оборот оружия», подразумевают хотя и взаимосвязанные, однако достаточно самостоятельные сферы взаимодействия лица и оружия, каждая из которых нуждается в детальном правовом регулировании и охране. Наиболее общие вопросы этого регулирования отражены в законе об оружии. Так, закон устанавливает основные категории субъектов, имеющих право на приобретение оружия, основные требования к порядку продажи оружия. Однако очевидно, что более подробное правовое регулирование этих сфер может быть осуществлено только на основе иных нормативных актов, прежде всего применительно к различным видам оружия и категориям граждан, участвующим в его обороте. Закон об оружии определяет общие права и обязанности всех граждан в сфере оборота оружия. Кроме того, он отмечает, что отдельные вопросы оборота, специальные права и обязанности граждан регламентируются иными правовыми актами. Важное значение в регулировании общественных отношений по обороту отдельных видов оружия, предметов и веществ, представляющих повышенную опасность, принадлежит указам, распоряжениям и другим актам, издаваемым Президентом Российской Федерации. Решение конкретных вопросов определения содержания общих прав и обязанностей граждан в сфере оборота оружия отнесены законом об оружии к компетенции Правительства РФ. Так, основные правила оборота служебного и гражданского оружия, порядок ведения государственного кадастра оружия, иные вопросы правил оборота оружия регламентированы постановлениями и другими актами Правительства РФ. Конституция Российской Федерации гарантирует основные права и свободы граждан[3]. Так например на защиту своих прав и свобод, в следствии чего у большинства населения возникает вопрос, чем реализовать данное право в конкретной ситуации самообороны? Закон позволяет гражданам Российской Федерации владеть оружием, но не позволяет свободного ношения оружия – это то и стало камнем преткновения всех дебатов о данном праве граждан. По решению вопросов в данной правовой сфере государство разделилось на два лагеря, на тех кто за легализацию ношения огнестрельного оружия и на тех кто против. И те и другие апеллируют статистическими данными разных зарубежных стран, с разной правовой базой на разрешение приобретения и использования гражданского оружия. Что же касается России, в последнее время на страницах газет и журналов с пугающей частотой стали появляться статьи о неправомерном применении оружия. С оружием в руках разбираются с виновниками ДТП, пытаются уладить бытовые неурядицы, решить проблемы неразделенной любви, продемонстрировать окружающим свою власть и т.д. Серьезные последствия неправомерного применения оружия, как для его владельца, так и для человека, в отношении которого оружие было применено. Данная тема всегда актуальна, так как оружие своей историей неразрывно связанна с историей развития человека, общества и государства. В России на почве споров последних лет о легализации ношения огнестрельного короткоствольного оружия эта тема приобретает особый интерес и вовлекает в свое обсуждение большую аудиторию граждан.

 

 

Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, не имеющие хозяйственно-бытового назначения, являющиеся специфическими источниками повышенной опасности, исправные и годные к использованию по назначению или если их возможно привести в пригодное состояние. В соответствии с Федеральным законом «Об оружии» в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам оно подразделяется на гражданское, служебное и боевое ручное стрелковое и холодное. Нам представляется, что необходимо сделать анализ того, какую роль играло оружие в жизни человеческого общества, как протекал процесс осознания общественной опасности его бесконтрольного оборота и, как следствие указанного процесса, как возникло и развивалось законодательство об ответственности за запрещенные действия с оружием.

Универсальным инструментом, с помощью которого государство регулирует разнообразные общественные отношения, становится право. В этой связи огромный интерес для изучения представляют правовые нормы, посвященные регламентации вопросов изготовления, приобретения, хранения, использования и т. д. (оборота) оружия, а равно и нормы,

Например, «Акт о поддержании публичного порядка», принятый в Англии 18 декабря 1936 г., запрещал любому лицу, которое присутствует на публичном митинге или участвует в публичной процессии, иметь при себе оружие. Виновный в нарушении данного запрета мог быть приговорен к тюремному заключению на срок не свыше 3 месяцев или к штрафу, не превышающему 500 фунтов.

Настоящим бичом для многих стран мира в послевоенные годы стал терроризм. Убийства руководителей государств и видных общественных деятелей, многочисленные захваты воздушных судов, взрывы в многолюдных местах — вот далеко не полный перечень преступлений, совершенных террористами за последние десятилетия. И необходимым условием их совершения было наличие у преступников современного оружия.

В Великобритании в этой связи был принят закон, предусматривающий наказание в виде лишения свободы на срок до 14 лет за незаконное владение оружием.

Даже в США — государстве, в котором «право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям», и федеральное уголовное законодательство, и уголовное законодательство отдельных штатов содержат статьи, предусматривающие ответственность за «уголовно-наказуемое владение, применение и сбыт оружия».

При этом в настоящее время в целом по США имеется около 20 тыс. нормативных актов, в той или иной степени ограничивающих право американцев на ношение и приобретение оружия.

Развитие российского законодательства, запрещающего свободный оборот оружия, безусловно, имеет свою специфику, но и в нем прослеживается общемировая тенденция постепенного ограничения свободного обращения оружия при постепенном усилении ответственности за его незаконный оборот. Для современного российского уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия характерны подробная регламентация запрещенных действий с оружием, системность норм и их бланкетный характер. Ныне действующий уголовный кодекс продолжил развитие норм об ответственности за незаконный оборот оружия. Причем, по мнению некоторых авторов, УК РФ 1996 г. сохранил исторически сложившийся к моменту его принятия набор видов преступных деяний, связанных с незаконным оборотом оружия.

Эти нормы находятся в разных главах особенной части уголовного кодекса. Так, уголовная ответственность за «простую» контрабанду оружия без квалифицирующих признаков предусмотрена ч. 2 ст. 188 УК РФ (гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»).

Ряд статей о воинских преступлениях (гл. 33) также содержит составы уголовно-наказуемых действий с оружием: умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ), уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347), утрата военного имущества (ст. 348) и нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (ст. 349 УК РФ). Однако большую часть преступлений в сфере незаконного оборота оружия составляют общественно опасные деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями гл. 24 «Преступления против общественной безопасности». Основные составы незаконного оборота оружия закреплены в ст. 222, 223 и 226 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Анализируемые уголовно-правовые нормы нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Во-первых, их необходимо привести в полное и точное соответствие с законодательством об оружии.

Кроме того, данные нормы должны выступать надежным и эффективным инструментом правоохранительных органов в их борьбе с незаконным оборотом оружия, поэтому изменения и дополнения должны учитывать потребности этого процесса (следует ужесточить санкции за совершение запрещенных действий с оружием, расширить предмет преступления и т. д.).

Правовой режим оружия должен создавать благоприятные условия для законного владения оружием, его использования и, по возможности, свести к минимуму нелегальный оборот оружия, а тем более его применение в преступных целях.

Полученные выводы позволят сделать в дальнейшем подробный анализ действующих уголовно-правовых норм об ответственности за незаконный оборот оружия и разработать обоснованные рекомендации по их совершенствованию.

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

1) гражданское;

2) служебное;

3) боевое ручное стрелковое и холодное.

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

Оружие самообороны - совокупность видов оружия и иных технических средств, которые на законном основании могут быть использованы лицом для защиты жизни и здоровья лиц, чья жизнь или здоровье подвергаются угрозе в результате преступного посягательства или иных обстоятельств. В силу конструктивных особенностей оружие, относимое к категории оружия самообороны, имеет относительно слабое поражающее действие, выраженное, как правило, в нанесении легких или средней тяжести травм лицу или объекту животного мира, против которого оно может быть применено. С позиций прав человека и прав животных использование оружия самообороны на законных основаниях предполагает устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью без нанесения дополнительного неоправданного вреда жизни или здоровью лица или объекта животного мира, против которого оружие самообороны применяется. Однако, несмотря на конструктивные особенности, оружие самообороны может быть использовано для нападения, в том числе и преступного. Случаи использования оружия самообороны в преступных целях нередки, публикации о них время от времени появляются в средствах массовой информации.

К оружию самообороны относятся:

- огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими норма;

Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации;

 - электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;

2) Спортивное оружие - огнестрельное гражданское оружие, предназначенное для занятий спортом: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное; холодное клинковое; метательное; пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;

3) Охотничье оружие - оружие, совокупность моделей, марок и образцов огнестрельного и холодного оружия, предназначенного для добывания дичи в промысловых или любительских целях. К охотничьему может относиться огромное количество типов оружия, используемого охотниками в различных странах, для охоты на различных животных, в различные исторические периоды. При этом, в большинстве стран установлены определённые ограничения на использования того или иного оружия в качестве охотничьего.

В Российской Федерации охотничье оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое;

 4) сигнальное оружие; сигнальное оружие по способу подачи сигналов может подразделяться на оружие: для подачи звуковых сигналов (стартовые пистолеты), для подачи световых сигналов (пистолеты, ракетницы), а также для подачи дымовых сигналов (например, дымовые шашки);

5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации.

Так же к гражданскому оружию можно отнести наградное оружие. Наградное оружие - гражданское, боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, полученное гражданами Российской Федерации в качестве награды на основании указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, а также на основании приказов руководителей государственных военизированных организаций.

Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами Российской Федерации выдается органами внутренних дел по месту жительства. Для получения указанного разрешения граждане Российской Федерации, не являющиеся военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, обязаны предоставить в органы внутренних дел медицинское заключение, предусмотренное статьей 13 настоящего Федерального закона.

Виды, типы, модели боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым могут награждаться граждане Российской Федерации, а также порядок награждения указанным оружием устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Продажа, дарение и наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускаются[13].

Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, указанное в пунктах 1, 2 и 3, граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения. Спортивное и охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые имеют охотничьи билеты или членские охотничьи билеты.

К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

 Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (юридические лица с особыми уставными задачами). К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие. Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации. К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на вооружение Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, войск гражданской обороны (далее - государственные военизированные организации), а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.