On-line заявкаВопрос - ОтветКонтакты     Каталог недвижимости
Поиск

 

 

 Понятие «административное выдворение» содержится в Правилах расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению, принятых постановлением Правительства РФ от 24.10.2002 №769. Административное выдворение - принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации или контролируемый самостоятельный выезд иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации, осуществляемые в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В отличие от «выдворения» «депортация» осуществляется в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Административное выдворение, как меры административного наказания за совершенное правонарушение также необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

Выдворение, применяется как в виде основного, так и дополнительного административного наказания. К нарушениям, за которые предусмотрено выдворение, относятся: нарушение установленного порядка режима пребывания; нарушения правил въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (статья 18.8 КоАП РФ); поступление иностранного гражданина или лица без гражданства на работу или заключения им договора на выполнение работы (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения, выданного на его имя (ст.18.10 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (ч.2 и 3 ст.23.1 КоАП РФ).
Не применяется данная мера к военнослужащим. Кроме того, выдворение как административная мера не применяется к лицам, у которых родственники проживают в Российской Федерации. Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, вступившей в силу для России 5 мая 1998 года, не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п.1 ст.8 Конвенции.
Вместе с тем, с 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 №417-ФЗ, согласно которому из Российской Федерации будет осуществляться административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление или административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотиков и может быть не разрешен въезд в Россию, а совершившие преступление или административное правонарушение лица подлежат административному выдворению. За осуществление трудовой деятельности КоАП РФ предусмотрено наложение на иностранца штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы России или без такового за осуществление иностранцем трудовой деятельности в России без разрешения на работу (ст.18.10 КоАП РФ). Для работодателя ст.18.15 КоАП РФ за общие нарушения миграционного законодательства предусмотрены более строгие наказания. Кроме того, затраты на само административное выдворение могут быть взысканы с работодателя. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а при отсутствии у него средств, за счет средств пригласившего его работодателя. Понятие "административное выдворение" содержится в Правилах расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению, принятых Постановлением Правительства РФ от 24.10.2002 N 769. Административное выдворение - принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации или контролируемый самостоятельный выезд иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации, осуществляемые в соответствии с КоАП. В отличие от выдворения депортация осуществляется в случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации. Административное выдворение, как меру административного наказания за совершенное правонарушение, также необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
Выдворение применяется как в виде основного, так и дополнительного административного наказания.
К нарушениям, за которые предусмотрено выдворение, относятся:
- нарушения установленного порядка режима пребывания;
- нарушения правил въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ);
- поступление иностранного гражданина или лица без гражданства на работу или заключение им договора на выполнение работы (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения, выданного на его имя (ст. 18.10 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 3.10 КоАП административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Не применяется данная мера к военнослужащим.
Кроме того, выдворение как административная мера не применяется к лицам, у которых родственники проживают в РФ. Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г., вступившей в силу для России 5 мая 1998 г.) не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. Данный постулат подтверждается и российской судебной практикой.
Однако в 2011 году усилятся меры в отношении мигрантов, занимающихся распространением наркотиков, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 417-ФЗ будет осуществляться административное выдворение за пределы Российской Федерации этих лиц. Иностранному гражданину или лицу без гражданства, совершившему преступление или административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотиков, может быть не разрешен въезд в РФ, а совершившие такое преступление или административное правонарушение лица подлежат административному выдворению.
 
Ответственность, предусмотренная КоАП РФ
 
За незаконное осуществление трудовой деятельности Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено наложение на иностранца штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы России или без такового за осуществление иностранцем трудовой деятельности в России без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП РФ). Для работодателя в ст. 18.15 КоАП РФ за общие нарушения миграционного законодательства предусмотрены более строгие наказания. Например, на юрлиц за привлечение иностранца при отсутствии у него разрешения на работу может быть наложен штраф в размере от 250000 до 800000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, неуведомление ФМС грозит штрафом в размере от 400000 до 800000 руб. либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, затраты на само административное выдворение могут быть взысканы с работодателя. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2004 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а при отсутствии у него средств - за счет пригласившего его органа, т.е. за счет средств работодателя. При этом органы ФМС зачастую при привлечении иностранного работника просят работодателя представить не только ходатайство о привлечении, трудовой договор, учредительные документы юрлица, но и письменное обязательство возместить расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением или депортацией привлекаемого специалиста за пределы государства. Такой порядок, в частности, применяется при привлечении высококвалифицированных работников. Таким образом, работодатель фактически подписывается под обязанностью возместить расходы по выдворению, кроме того, на юрлицо могут быть наложены значительные штрафы. Однако в случае возникновения подобной ситуации можно постараться оспорить наложение расходов на административное выдворение в суде, поскольку в законодательстве имеются нормы, регулирующие осуществление выдворения за счет бюджетных средств. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.10.2002 N 769 расходы, связанные с проведением указанных мероприятий, осуществляются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Вместе с тем работодателю рекомендуется:
1) своевременно подавать необходимые документы и правильно оформлять иностранных граждан;
2) брать с иностранного гражданина заявление, согласно которому в случае выдворения он будет осуществлять затраты, связанные с выдворением, лично.
Кроме того, следует обратить внимание на положительную тенденцию в законодательстве. Федеральным законом от 29.12.2010 N 438-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" отменены нормы о внесении работодателями или заказчиками работ (услуг) средств, гарантирующих выезд привлекаемых к труду иностранцев из России. Ранее это было необходимым условием для получения разрешения на работуЕсли работнику грозит выдворение, то необходимо подготовить документы, подтверждающие неправомерность данной меры административного взыскания. В частности, такими сведениями могут быть:
- наличие оформленных документов, свидетельствующих о работе иностранного гражданина (документы, запрашиваемые при приеме, трудовой договор);
- наличие разрешения на работу;
- уведомление уполномоченного органа о приеме на работу иностранного гражданина.
Кроме того, необходимо проверить правильность составления протокола, извещения работника. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (п. 14 ч. 2 ст. 28.3), органов, уполномоченных в области миграции населения (п. 15 ч. 2 ст. 28.3). В них должны содержаться необходимые реквизиты, подписи уполномоченных лиц. Отдельное значение следует уделить наличию законных оснований и исследованию всех смягчающих обстоятельств. Часто в протоколах содержится только ссылка на норму КоАП без исследования оснований и возможных обстоятельств для замены данного решения. Следует особо обратить внимание на тот факт, что данное административное наказание может быть оспорено в суде. Однако работодатель может столкнуться и с другими правовыми рисками, кроме рисков потери сотрудника, наложения административного штрафа и издержек, связанных с процедурой выдворения. Например, работодатель обучил своего работника за свой счет, повысил квалификацию работника в соответствии с нормами российского законодательства, однако впоследствии работник был выдворен. Или может возникнуть другая ситуация, в соответствии с которой работник причинил убытки работодателю. Соответственно для возмещения данных потерь необходимо либо возмещение по заявлению работника в добровольном порядке, либо возмещение через суд. Для того чтобы работодателю обезопасить себя, целесообразно включить соответствующие правовые нормы в трудовой договор с работником.
 
 
Прежде всего, необходимо отметить, что исходя из судебной практики, административное выдворение не применяется, если данное административное наказание лишает супругов возможности вести совместную семейную жизнь на территории РФ. Таким образом, работнику не будет грозить административное выдворение, если он вступил в брак с гражданином РФ. Данная судебная практика сложилась еще в 2005 году (Постановление ВС РФ от 7 декабря 2005 года по делу N 86-ад05-2). Судом были исследованы доказательства, в том числе показания супруги. В резолютивной части судом было отмечено, что исполнение административного наказания в виде выдворения за пределы РФ в соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет невозможность получения К. разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение 5 лет. Таким образом, не исключено серьезное вмешательство в право, заявителей на уважение их семейной жизни (о чем они свидетельствуют в жалобах, поданных в Верховный Суд РФ). Аналогичный вывод сделан в решении Верховного Суда от 1 ноября 2010 г. N 53-АД10-5. При этом суд встал на сторону правонарушителя, несмотря на то, что тот признал свою вину, а также несмотря на то что имелись конкретные доказательства вины: протокол об административном правонарушении (л. д. 2), рапорт участкового уполномоченного милиции ОМ N 34 ОВД по Эвенкийскому району (л.д. 3). Фактически судами брак с гражданином РФ рассматривается как смягчающее обстоятельство. Кроме того, смягчающим обстоятельством является наличие детей - граждан РФ. Данное решение было принято Верховным Судом от 28 июля 2010 г. N 18-АД10-7. Подобное основание не является единственным. Так, была изменена мера наказания в виде выдворения в решении Верховного Суда от 28 июля 2010 г. N 2-АД10-4. В этом решении судом было указано, что в силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" получившее временное убежище лицо не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства). Вместе с тем имеется и противоположная судебная практика. В Постановлении Верховного Суда от 17 февраля 2011 г. N 11-АД11-1 суд исследовал обстоятельства, в соответствии с которыми отсутствуют данные о создании семьи с целью проживания с супругой именно в РФ. Следовательно, говорить о нарушении права на семейную жизнь оснований не имеется. Поэтому принятие решения о выдворении правомерно.
Аналогичный вывод не в пользу нарушителя сделан Верховным Судом в Постановлении от 11 января 2011 г. N 38-АД10-5. Суд указал, что все обстоятельства по делу установлены и им дана оценка, мотивы назначения дополнительного наказания приведены и обоснованны. Не была удовлетворена жалоба заявителя и в Постановлении Верховного Суда от 1 декабря 2010 г. N 11-АД10-17. При этом Суд отметил, что из материалов дела усматривается, что при назначении наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены, учитывался характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела. Судом также было принято во внимание, что гражданин ранее привлекался к административной ответственности за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации и был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа. Таким образом, смягчающими обстоятельствами, исходя из судебной практики, являются:
- наличие супруга (супруги) гражданки (гражданина) РФ;
- наличие несовершеннолетних детей;
- статус беженца.
Не являются смягчающими обстоятельствами:
- факт отсутствия семьи;
- данные о цели проживания семьи именно в РФ;
- факт повторного нарушения законодательства.
Также отличием данных дел является тот факт, что заявители часто доходят до высшей судебной инстанции, а также то, что данные дела часто рассматриваются в суде, что подтверждается большим количеством недавних дел данной категории, а следовательно, многие работодатели могут столкнуться с этой проблемой. В заключение хотелось бы отметить, что выдворение как административная мера применяется не так часто, ее осуществление связано со сложной процедурой. Однако для того, чтобы себя обезопасить, работодатель должен собрать и предоставить в ФМС все необходимые документы, а также при осуществлении договорных отношений возложить обязанности по компенсации расходов, связанных с выдворением, затратами на обучение и т.д., на самого иностранного гражданина.