On-line заявкаВопрос - ОтветКонтакты     Каталог недвижимости
Поиск

 

 

 Дела о приобретении гражданства  РФ  представляют собой категорию дел особой сложности.  В Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) термин «гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица.  В соответствии с Федеральным  законом  «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.   Гражданство можно рассматривать как явление, с одной стороны, "объективного права", как институт конституционного права, а с другой - "субъективного права" - принадлежность лица к конкретному государству, включая права личности по поводу гражданства (его приобретения, прекращения и т.д.).  Гражданство можно рассматривать в виде правоотношения, субъектами которого выступают государство и гражданин.  Конституция РФ обеспечивает полную свободу лица в решении вопросов собственного гражданства, в том числе закрепления права лица изменить отечественное гражданство. При этом лицо может приобрести гражданство другого государства либо оставаться без какого-либо гражданства, т.е. стать лицом без гражданства. В этом состоит свобода выбора человека и гражданина. Выявление и анализ правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего  правоотношения по  вопросам приобретения гражданства РФ. Изучив гражданские дела, необходимо отметить, что в большей  степени требования истцов подлежат удовлетворению полностью либо в части.  Наиболее типичными  делами данной категории  являются  следующие дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение (об установлении факта проживания  на территории РФ на момент вступления в силу  Закона РФ от  28.11.1991 года № 1948-1, т.е. на 6 февраля 1992 г.; об установлении факта проживания на территории РФ в соответствии с ФЗ от 31 мая 2002 года, об установлении факта принятия гражданства и законности выдачи  паспорта  гражданина РФ),  дела, связанные с приемом в гражданство РФ в упрощенном порядке и др.,  а также дела об оспаривании  решений,  действий,  бездействия органов местного самоуправления, должностных лиц (например,  обжалование  решений полномочных органов, ведающих  делами  о гражданстве РФ, и действий  должностных лиц соответствующих  паспортно-визовых  служб).

 

 Одной из самых  распространенных категории дел, связанных с приобретением гражданства РФ, являются дела, связанные с приемом в гражданство РФ в упрощенном порядке.

 

Прием в гражданство  в упрощенном порядке  регулируется ст. 14 ФЗ от 31.05.02г. № 62-ФЗ, в силу которой иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет  и обладающие  дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями  о приеме в гражданство  РФ в упрощенном порядке  без соблюдения  условий, предусмотренных  п. «а» части 1 ст. 13 этого Закона, если указанные граждане и лица:

- имеют  хотя бы одного  нетрудоспособного  родителя, имеющего  гражданство РФ;

-  имели гражданство  СССР,  проживали и проживают  в государствах,  входивших в состав  СССР,  не получили гражданства этих государств  и остаются в результате этого  лицами без гражданства.

Помимо  указанной категории граждан и лиц  в гражданство РФ принимаются  в упрощенном порядке без соблюдения  условий, предусмотренных  ч.1 ст. 13  указанного Федерального закона, ребенок и  недееспособное лицо, являющиеся  иностранными гражданами и лицами  без гражданства:

-  ребенок,  один из родителей которого имеет гражданство РФ – по заявлению  этого родителя или при наличии согласия другого родителя  на приобретение  ребенком гражданства РФ. При этом  такое согласие не требуется, если  ребенок проживает на территории РФ;

- ребенок,  единственный родитель которого имеет гражданство РФ, -по заявлению  родителя;

-  ребенок или недееспособное  лицо,  над которыми  установлены опека и попечительство  - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих  гражданство РФ.

Помимо указанного положения, закрепленного  в Федеральном законе  от 31.05.02г. в РФ действует  международное Соглашение между республикой Беларусь,  Казахстан,  Кыргызской  республикой  и Россией об упрощенном  порядке приобретения  гражданства от 26.02.1999 г.  Данное соглашение  ратифицировано Государственной  Думой 02.01.2000 г. (ФЗ от 02.01.2000г. № 18- ФЗ),  и,  следовательно,  обязательно для РФ.   Основными  мотивами обращения  заявителей  в суд за защитой  нарушенных прав  являлись:  отказ УФМС России по Ульяновской области в приеме  в гражданство РФ и выдаче паспорта гражданина РФ, в том числе,  по причине отсутствия  постоянной и временной регистрации  на 01.07.2002г.,  вида на жительство,  в связи с не предоставлением  заявителем  необходимых документов, подтверждающих  факт постоянного проживания на  территории РФ.  Изучив гражданские дела, связанные с приобретением гражданства РФ в упрощенном порядке. Для лиц,  прибывших в РФ до 1 июля 2002г.  и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории РФ исчисляется  со дня  регистрации по месту жительства  на территории РФ и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории РФ, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина с пометкой о дате выдачи. Указанные требования соответствуют  и положениям ФЗ « О правовом  положении иностранных граждан в РФ», согласно которому  законно  находящимся в РФ иностранным гражданином  признается  лицо, имеющее  действительный вид на жительство,  либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо миграционную карту. В соответствии со ст. 37 указанного закона иностранные граждане, прибывшие на территорию РФ до вступления его в силу в порядке, не требующем  получения визы, обязаны обратиться с заявлением о получении миграционной  карты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту своего пребывания в течение 60 суток со дня вступления в силу указанного  Федерального  закона.      Согласно ст. 27 Конституции РФ право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства имеет каждый,  кто находится на территории РФ  на законных основаниях.      Лица, желающие  приобрести гражданство, обязаны соблюдать законы  данного государства.

       При обращении в суд с заявлением  об оспаривании решений, действий, бездействий  органов государственной власти, должностных лиц,  в порядке ст. 125 ГПК РФ,  заявитель  должен  обязательно к своему заявлению  приложить письменный отказ  органов УФМС  по результатам его обращения  в ТП УФМС с письменным заявлением по вопросу гражданства, получения (обмена) паспорта гражданина РФ и т.п. В  соответствии  со  ст.   32  ФЗ от  31.05.2002  г.  № 62-ФЗ  заявление   по  вопросам  гражданства   Российской Федерации  подается по  месту жительства  заявителя  в территориальный орган  федерального  органа  исполнительной власти,  ведающего  вопросами   внутренних  дел.  Порядок  и  сроки  принятия решений  по    вопросам гражданства  Российской Федерации  регулируются  ст.  35 Закона,  при  этом  решения  по  вопросам   гражданства  Российской  Федерации    оформляются   в  письменном  виде  с  указанием   оснований для  их  принятия. Согласно  ст.  39  вышеуказанного  закона  решение  полномочного  органа,  ведающего    делами  о  гражданстве    Российской Федерации,  может  быть  обжаловано  в  суд  в  порядке,    предусмотренном  законодательством  Российской Федерации. Статьей 40  предусмотрено  право  обжалования  действий   должностных  лиц  полномочных  органов,  ведающих  делами  о  гражданстве  РФ,  по отказу  в  рассмотрении   заявления  по вопросам  гражданства  РФ. Эти  действия   могут  быть  обжалованы  вышестоящему   в   порядке   подчиненности   должностному лицу  либо  в  суд.  Анализ  указанных  норм  позволяет  сделать  вывод   о  том,  что  для  обжалования   действий  должностных  лиц  полномочных  органов,  подачи  искового  заявления  необходимо:  подтверждение  самого  факта  обращения   к  должностным  лицам  полномочных  органов,  ведающих делами  о  гражданстве  РФ  с  заявлением  по  вопросам   гражданства  РФ;  наличие   отказа  в  рассмотрении  заявления  или совершения  иных  действий  этих  полномочных  органов,  по  мнению заявителей,  нарушающих   порядок  производства   по делам  о  гражданстве   РФ  и  порядок  исполнения решений  по  вопросам   гражданства  РФ.  Таким  образом,  при  принятии    заявления  от  граждан  по  данной  категории  дел  суд  должен   установить    факт  их  обращения  к  должностным лицам  полномочных  органов, ведающих  делами  о  гражданстве  РФ с  заявлением  по  вопросам  гражданства   РФ  и  наличие  отказа.  Проверка  законности  и  обоснованности   действий   должностных  лиц  требует  установления   и  оценки    фактических  обстоятельств,  послуживших  основанием   для обращения   заявителей в  суд.  Именно  при    рассмотрении  дела   в  суде  должен  быть  решен   вопрос,  какая  конкретно норма   Федерального закона  «О  гражданстве  Российской Федерации

 Выдворение Депортация
 Потерян паспорт
 Вид на жительство
 Вывоз ребенка за границу
 Патент на работу
 Разрешение на работу